18.07.2013 Сопровождение 1С Бюджетным учреждениям
Минтруд России приказом от 13.06.2013 № 256н (далее – Приказ № 256н) внес изменения в Порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 № 908н (далее – Порядок).
Наиболее важная поправка касается организаций, применяющих спецрежимы. На основании п.п. 12 и 13 этого Порядка указанные организации должны были вести учет расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д., производимых в счет начисленных страховых взносов, а также учет средств, полученных от территориальных органов ФСС России.
Кроме того, организации, применяющие одновременно общий режим налогообложения и ЕНВД, должны были вести раздельный учет страховых взносов и сумм произведенных расходов на социальное обеспечение по этим видам деятельности. Приказом № 256н п.п. 12 и 13 исключены из Порядка. Таким образом, теперь организации, применяющие УСН, а также уплачивающие ЕНВД и ЕСХН, обязаны вести учет сумм начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование, пеней и штрафов, а также учет сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения в соответствии с п. 3 Порядка. Этим пунктом предусмотрено, что страхователи ведут учет названных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Учет ведется на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Обращаем внимание, что исключение нормы о раздельном учете страховых взносов организациями, применяющими одновременно общий режим налогообложения и ЕНВД, не означает, что такой учет вести не нужно. Обязанность вести раздельный учет сохраняется на основании п. 7 ст. 346.26 НК РФ.
Остальные изменения, внесенные в Порядок, носят технический характер.
Приказ № 256н вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. В настоящее время документ не опубликован.
Подробнее о плательщиках страховых взносов на обязательное социальное страхование см. Справочник "Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование".
Минфин России приказом от 01.07.2013 № 65н утвердил новые Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые начнут применяться с 1 января 2014 года.
Напомним, что в Указаниях приведен перечень КБК, которые необходимо указывать при уплате налогов и взносов.
В настоящее время приказ находится на регистрации в Минюсте России.
Подробнее о составлении платежных поручений на перечисление налогов см. Справочник "Платежные поручения на перечисление налогов и взносов"
Документ
Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 № 966-О
Комментарий
Налогоплательщик осуществлял операции, облагаемые НДС, освобожденные от уплаты налога по ст. 149 НК РФ, а также операции, местом реализации которых не является территория РФ (то есть, отсутствует объект НДС). При этом он не вел их раздельный учет и заявил к вычету весь "входной" НДС по "общехозяйственным" расходам.
Налоговый орган привлек организацию к ответственности за неправомерное заявление к вычету налога, приходящегося на операции, местом реализации которых не признается РФ. Посчитав свои права нарушенными, организация обратилась в Конституционный Суд с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод положениями ст.ст. 149, 170 и 171 НК РФ.
По мнению компании, положения п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ о ведении раздельного учета и пропорциональном распределении НДС распространяются только на деятельность, освобожденную от НДС по ст. 149 НК РФ. Эти правила не должны применяться, если налогоплательщик одновременно осуществляет как облагаемые операции, так и те, в которых отсутствует объект НДС. Ведение раздельного учета в таком случае и невозможность заявить вычет в полном объеме означают увеличение налоговой нагрузки. Однако суд отказал в удовлетворении заявленных требований, признав обжалуемые нормы права не противоречащими Конституции РФ и не ущемляющими права налогоплательщиков.
Это мотивировано следующим:
Согласно положениям ст. 170 НК РФ, налог по товарам (работам, услугам), используемым в облагаемой деятельности, подлежит вычету, а по товарам (работам, услугам), местом реализации которых РФ не является, учитывается в их стоимости. При одновременном использовании товаров (работ, услуг) в облагаемой деятельности и в операциях, местом реализации которые РФ не является, предусмотрено пропорциональное распределение "входного" НДС (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Таким образом, суммы "входного" НДС по операциям, местом реализации которых не признается территория РФ, подлежат отнесению на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), и, соответственно, они уменьшают другой налог – налог на прибыль организаций. Применение данного компенсаторного механизма предполагает ведение налогоплательщиком раздельного учета сумм налога, в том числе при осуществлении операций, местом реализации которых не является РФ.
Следовательно, оспариваемые заявителем положения НК РФ не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие конституционные права налогоплательщиков.
Рекомендации
Если налогоплательщик осуществляет операции, местом реализации которых не признается территория РФ, то ему необходимо вести раздельный учет НДС по таким операциям. Учитывая позицию Конституционного Суда по данному вопросу, доказать противоположную позицию представляется маловероятным.
Документ
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2013 № А79-7818/2012
Ситуация
Индивидуальный предприниматель осуществлял розничную торговлю через контейнеры, расположенные на территории рынка. Площадь каждого торгового места превышала 5 квадратных метров, однако часть помещений использовалась не для обслуживания покупателей, а для приемки и хранения товара. Предприниматель посчитал, что площадь для хранения можно не учитывать в целях ЕНВД, поэтому при расчете налога применил физический показатель "торговое место" и соответствующую базовую доходность. Налоговая инспекция не согласилась с таким подходом, доначислила налог, а также наложила штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Позиция налогового органа
По мнению инспекции, ИП должен был рассчитывать налог на основании физического показателя "площадь торгового места", а не "торговое место", поскольку по документам метраж каждого контейнера превышал 5 квадратных метров. То есть предприниматель должен был учитывать и часть помещения для приемки и хранения товара, на которой обслуживание покупателей не производится.
Позиция суда (решение в пользу налогового органа)
Суд встал на сторону налогового органа и указал следующее.
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, может быть переведена на ЕНВД (пп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
При этом для исчисления единого налога используется физический показатель "торговое место", если площадь этого места не превышает 5 кв.м. Если же метраж торгового места больше, то за физический показатель берется его площадь (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).
Торговые места используются для совершения сделок розничной купли-продажи. К ним относятся здания, строения, сооружения и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи. Торговыми местами также являются объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей, прилавки, столы, лотки, земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов (абз. 30 ст. 346.27 НК РФ).
НК РФ не содержит норм, позволяющих исключить из площади торгового места площади, на которых обслуживание покупателей не производится (например, склады, подсобные помещения и т.д.). Такая норма установлена только в отношении торговли через объекты, имеющие торговые залы (магазины и павильоны) (абз. 22 ст. 346.27 НК РФ), а в отношении объектов, не имеющих торговых залов, подобных ограничений не предусмотрено. Таким образом, доначисление единого налога и наложение штрафа правомерно.
Аналогичная позиция
Письмо Минфина России от 26.12.2011 № 03-11-11/320
Письмо Минфина России от 22.12.2009 № 03-11-09/410
Письмо Минфина России от 10.08.2009 № 03-11-09/274
Постановление ФАС Поволжского округа от 09.02.2010 № А12-16000/2009
Постановление ФАС Поволжского округа от 15.10.2009 № А12-2366/2009
Противоположная позиция
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.12.2010 № А67-1985/2010
Постановление ФАС Центрального округа от 10.03.2010 № А68-5271/09
Рекомендации
Во избежание споров с налоговыми органами необходимо, чтобы фактическая площадь торгового места совпадала с метражом, указанным в инвентаризационных и правоустанавливающих документах. Поэтому в них нужно четко прописать, какая именно площадь используется для торговли.
Если же налогоплательщик арендует помещения для осуществления сделок розничной купли-продажи, то для применения физического показателя "торговое место", а не "площадь торгового места", рекомендуем:
Однако существует риск, что и в этом случае контролирующие органы посчитают применение физического показателя "торговое место" неправомерным (письмо Минфина России от 05.03.2012 № 03-11-11/68).
Дополнительная информация по телефону
Подпишитесь на рассылку для бухгалтеров: новости, акции, мероприятия и полезная
информация.
Подробнее о наших рассылках
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Подпишитесь на рассылку для руководителей: новости, акции, мероприятия и
полезная информация.
Подробнее о наших рассылках
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Принимаю