03.09.2013 Сопровождение 1С
Документ
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ"
Комментарий
Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.07.2013 № 57 разъяснил некоторые положения части первой НК РФ, регламентирующие порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Рассмотрим их подробнее.
Срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого оно было совершено
Нормами п. 1 ст. 113 НК РФ установлено, что срок давности привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога (сбора) исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.
Поскольку налоговая база и сумма налога рассчитываются после окончания налогового периода, по итогам которого осуществляется уплата, срок давности исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором должен был быть уплачен налог.
(См. п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
При наличии смягчающих обстоятельств суд может уменьшить размер санкции более чем в два раза
Если суд при рассмотрении дела установит хотя бы одно смягчающее обстоятельство, указанное в п. 1 ст. 112 НК РФ, то размер штрафа должен быть снижен минимум в два раза по сравнению с санкцией, предусмотренной конкретной нормой НК РФ. Об этом сказано в п. 1 ст. 112 НК РФ.
Пункт 3 ст. 114 НК РФ устанавливает лишь минимальный предел снижения санкции. При этом штраф может быть уменьшен и более чем в два раза.
(См. п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
За непредставление декларации по авансовому платежу нельзя привлечь к ответственности
Из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, который, в отличие от первого, уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода. Таким образом, установлено разграничение этих двух самостоятельных документов. При этом статьей 119 НК РФ не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении расчета авансовых платежей. Следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, за непредставление расчета по авансовому платежу, как бы он ни был назван в главах части второй НК РФ. Таким образом, значение имеет только правовая природа документа, а не его название.
(См. п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Отсутствие налога к уплате не освобождает от ответственности за несвоевременную подачу декларации
Пунктом 1 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление налоговой декларации. За указанное правонарушение взимается штраф в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащего уплате, за каждый месяц просрочки, но не более 30 процентов и не менее 1000 рублей. Размер неуплаченного налога надо определять на момент истечения срока, установленного для его уплаты.
Вместе с тем, если у налогоплательщика отсутствует недоимка по налогу либо сумма налога к уплате по соответствующей декларации, то он не освобождается от ответственности. В этом случае штраф взыскивается в минимальном размере – 1000 рублей. Однако суд может уменьшить штраф при наличии смягчающих обстоятельств.
(См. п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Если указанный в декларации налог рассчитан верно, то неперечисление в бюджет налога не является правонарушением
Нормой ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения или неправильного исчисления налоговой базы.
При этом если указанный в декларации или налоговом уведомлении налог рассчитан верно, то бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет налога, не подпадает под действие ст. 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.
(См. п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Занижение налога не влечет ответственности по ст. 122 НК РФ при наличии определенных условий
Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ, если его действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
При этом недоимка по налогу погашается путем ее зачета в счет подлежащих возврату излишне взысканных или уплаченных сумм налога.
Следовательно, занижение налога не влечет ответственность по ст. 122 НК РФ при наличии следующих условий:
Если размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствующей части.
(См. п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Налогового агента можно привлечь к ответственности за неудержание и (или) неперечисление налога, только если он выплачивал доход в денежной форме
Налогового агента можно привлечь к ответственности за неудержание и (или) неперечисление налога, только если он выплачивал доход в денежной форме.
Налоговый агент может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, если он имел возможность удержать налог. То есть выплачивал доход в денежной форме.
(См. п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Сроки направления налогоплательщику требования об уплате налога
Пленум ВАС РФ указал, что доначисление суммы налога может быть произведено только по результатам налоговой проверки, поэтому соответствующее требование о доплате должно направляться в соответствии с п. 2 ст. 70 НК РФ – в течение 20 дней с даты вступления в силу решения о доначислении налога.
С учетом этого в срок, указанный в п. 1 ст. 70 НК РФ, налогоплательщику может быть направлено требование об уплате суммы налога, которую он указал в декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, но не перечислил в бюджет. При этом днем выявления недоимки следует считать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа). Если же налоговая декларация (расчет авансового платежа) были предоставлены с нарушением сроков, недоимка считается выявленной на следующий день после представления этих документов.
Сроки направления налогоплательщику требования об уплате пеней
Требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, которая возникла по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, должна быть направлена налогоплательщику не позднее трех месяцев с момента уплаты всей суммы недоимки. Если недоимка гасилась частями – трехмесячный срок исчисляется с момента уплаты последней ее части (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Отсутствие в требовании об уплате налога необходимых сведений не влечет его недействительность
По мнению Пленума ВАС РФ, любое требование об уплате налога основывается либо на решении, принятом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, либо на данных, представленных налогоплательщиком в декларации или налоговом уведомлении.
Таким образом, если требование об уплате налога не содержит обязательных сведений, указанных в п. 4 ст. 69 НК РФ, но такие сведения содержатся в решении по результатам налоговой проверки, налоговой декларации или налоговом уведомлении, а само требование ссылается на эти документы, такое требование не может быть признано недействительным.
Аналогичный подход применяется и в случае направления требования об уплате авансовых платежей.
Требование об уплате налога считается полученным независимо от факта его получения
Согласно абз. 1 п. 6 ст. 69 НК РФ, если требование об уплате налога направлено налогоплательщику по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с этим уведомление налогоплательщика о необходимости уплаты налога считается состоявшимся вне зависимости от того, получил ли фактически налогоплательщик такое требование.
Порядок взыскания средств со счетов налогоплательщика
Налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика для последующего взыскания с этих счетов денежных средств в счет бюджета. При этом, если поручения на перечисление суммы налога в бюджет РФ предъявляются сразу к нескольким счетам налогоплательщика, то совокупная сумма налога, указанная в таких поручениях, не должна быть больше суммы налога, подлежащего взысканию.
Порядок принудительного взыскания налога за счет имущества налогоплательщика
Пленум ВАС РФ обращает внимание на то, что налоговый орган имеет право принудительного взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика только после того, как примет меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика (направления ему требования об уплате налога, а также блокировки денежных средств на счетах). Кроме того, налоговый орган, не осуществивший указанные действия, не вправе обратиться в суд для взыскания задолженности за счет имущества.
В то же время нужно иметь в виду, что, если имеет место исполнительное производство, возбужденное на основании ранее вынесенных налоговым органом постановлений, это свидетельствует от том, что средств на счетах должника либо нет, либо недостаточно для погашения долга. Если исполнительное производство не было прекращено, налоговый орган вправе сразу принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика. Кроме того, налоговый орган может принять такое решение в случае отсутствия у него информации о счетах налогоплательщика.
Обращение взыскания на имущество, находящееся в пользовании третьих лиц
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 47 НК РФ взыскание налога может производиться в том числе за счет имущества, которое было передано по договору во владение, пользование или распоряжение третьим лицам, если такой договор расторгнут или признан недействительным. Пленум ВАС РФ указывает на то, что сама по себе потребность обращения взыскания на такое имущество не является достаточным основанием для расторжения договора, по которому имущество было передано третьему лицу, то есть расторгать такой договор должник не обязан. В свою очередь, наличие таких договоров не препятствует обращению взыскания на имущество, находящееся у третьего лица.
Пени могут взыскиваться только при условии соблюдения процедуры взыскания самого налога
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ за каждый день просрочки уплаты налога начисляется пеня. Процедуру принудительного взыскания таких пеней налоговый орган может инициировать только при условии, что до этого им своевременно были приняты все меры к принудительному взысканию суммы самого налога. Начисление пеней в этом случае осуществляется по день, когда недоимка была фактически погашена налогоплательщиком.
В письме от 22.08.2013 № 03-04-05/34436 Минфин России рассмотрел вопрос о том, как облагать НДФЛ доход работника, который длительное время находится за рубежом. По мнению финансового ведомства, сотрудник может быть направлен в иностранное государство в командировку. За время такой командировки за ним сохраняется средний заработок, который является доходом, полученным от источника в РФ (ст. 167 ТК РФ, п. 1 ст. 208 НК РФ). Если на момент выплаты зарплаты такой работник является налоговым резидентом РФ, организация должна удержать НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 2 ст. 207, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 224 НК РФ). Если же он утратил данный статус, НДФЛ нужно рассчитать с применением ставки 30 процентов (п. 2 ст. 207, п. 3 ст. 224 НК РФ). При этом трудовым договором может быть предусмотрено, что место работы сотрудника расположено за границей. В таком случае длительное нахождение работника за рубежом не признается командировкой. Поэтому выплаченная ему зарплата является доходом, полученным от источника за пределами РФ. Соответственно, если работник на момент выплаты дохода признается налоговым резидентом РФ, НДФЛ нужно удержать по ставке 13 процентов. Если же сотрудник к этому времени налоговым резидентом РФ уже не является, НДФЛ удерживать не нужно (п. 2 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).
Подробнее о вычете НДС см. Справочник "Налог на доходы физических лиц".
В письме от 07.08.2013 № 03-11-06/2/31778 Минфин России рассмотрел вопрос о том, можно ли учесть при УСН с объектом "доходы минус расходы" затраты по реконструкции, проектным работам и переводу из жилого в нежилой фонд квартиры, предназначенной для дальнейшей перепродажи. Финансовое ведомство указало, что товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (ст. 38 НК РФ). Таким образом, указанная квартира признается товаром. При этом пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ установлено, что доходы уменьшаются на затраты, связанные с приобретением и реализацией товаров, в том числе по их хранению, обслуживанию и транспортировке. Расходы по реконструкции, проектным работам, переводу из жилого в нежилой фонд квартиры в приведенной норме не поименованы. Таким образом, они не учитываются при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Подробнее о порядке определения расходов при УСН см. Справочник "Упрощенная система налогообложения".
Продавец может принять к вычету "авансовый" НДС, если в результате изменения условий договора происходит зачет аванса
Такой вывод сделан в постановлении ФАС Московского округа от 14.08.2013 № А40-134057/12-140-934. Поводом для судебного разбирательства по данному вопросу послужило следующее. Стороны договора поставки изменили его условия. В связи с этим продавец зачел поступившую от покупателя предоплату в счет исполнения обязательства по другим договорам и заявил НДС к вычету. Налоговая инспекция в вычете отказала, посчитав, что при изменении условий договора продавец может заявить вычет, только если авансовый платеж возвращен покупателю (абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ). А при зачете взаимных требований фактического возврата денежных средств не происходит. Суд, рассматривая дело, встал на сторону продавца и указал, что зачет аванса в счет исполнения обязательства по иному договору означает его возврат. Поэтому организация-продавец вправе получить вычет НДС в результате данной операции.
Подробнее о вычете НДС см. Справочник "Налог на добавленную стоимость".
В письме от 15.08.2013 № 03-05-05-02/33366 Минфин России рассмотрел вопрос о том, может ли организация для исчисления земельного налога использовать данные о кадастровой стоимости земельных участков, размещенные на сайте Росреестра.
Финансовое ведомство разъяснило, что организация вправе использовать эти сведения, так как они носят официальный характер, поскольку размещаются во исполнение п. 14 ст. 396 НК РФ, согласно которому данные о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 № 52, которым установлено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на сайте Росреестра.
Подробнее об определении кадастровой стоимости земельных участков см. Справочник "Земельный налог".
Дополнительная информация по телефону
Подпишитесь на рассылку для бухгалтеров: новости, акции, мероприятия и полезная
информация.
Подробнее о наших рассылках
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Подпишитесь на рассылку для руководителей: новости, акции, мероприятия и
полезная информация.
Подробнее о наших рассылках
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Принимаю