15.05.2015 Отчётность Сопровождение 1С Бюджетным учреждениям
Письмо Минфина России от 10.02.2015 № 03-03-06/4/5600
Минфин России рассмотрел ситуацию, связанную с учетом при расчете налога на прибыль субсидий из бюджета, которые предоставляются коммерческой организации при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым тарифам.
В случае реализации товаров (работ, услуг) по ценам, установленным государством, или с учетом льгот, предусмотренных для отдельных категорий лиц, у организации возникает убыток. Он представляет собой разницу между фактически полученным доходом и доходом, который мог бы быть получен при применении рыночных цен. Для возмещения неполученного дохода, а также с целью возмещения понесенных затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, организациям из бюджетов различных уровней предоставляются субсидии (п. 1 ст. 78 БК РФ).
Специалисты финансового ведомства, ссылаясь на вывод из постановления Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 № 15187/09, указали, что такие субсидии являются частью выручки. Соответственно, при исчислении налога на прибыль данные денежные средства необходимо учитывать в качестве дохода от реализации.
Письмо Минфина России от 16.05.2014 № 03-03-10/23121
Письмо Минфина России от 10.01.2013 № 03-03-06/1/1
Письмо ФНС России от 30.06.2014 № ГД-4-3/12324@
На субсидии, полученные из бюджета в качестве возмещения недополученных доходов от применения регулируемых тарифов, нужно увеличить налоговую базу по налогу на прибыль.
В то же время спорным является вопрос, в составе каких именно доходов необходимо учитывать такие денежные средства. Ведь это влияет на момент признания доходов. Мнение контролирующих органов на этот счет неоднозначно.
В комментируемом письме специалисты Минфина России утверждают, что выделенные субсидии являются доходом от реализации. Следовательно, они учитываются на дату реализации товаров (работ, услуг), независимо от даты фактического поступления бюджетных средств (п. 3 ст. 271 НК РФ). Такой подход подтверждают и некоторые суды (см. например, постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 № 13489/10).
При этом есть разъяснения контролирующих органов, согласно которым выделенные субсидии признаются внереализационным доходом (см., например, письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-03-06/1/5786).
Некоторые суды также исходят из того, что такие субсидии являются возмещением убытка, поэтому учитываются во внереализационных доходах по правилам пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ: на дату признания должником долга либо вступления в законную силу решения суда (см. постановления Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 10159/13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2012 № А33-20216/2011, ФАС Московского округа от 10.09.2012 № А40-16705/12-116-29).
Во избежание претензий со стороны проверяющих имеет смысл признавать доход в сумме предоставленных из бюджета субсидий на дату реализации товаров или оказания услуг по регулируемым тарифам, то есть на более раннюю дату. В случае более позднего включения субсидии в состав доходов такой порядок действий можно обосновать тем, что на момент реализации товаров (оказания услуг) налогоплательщик не знает наверняка, будут ли выделены ему субсидии и в каком размере. Тем не менее такая позиция имеет свои риски.
Если у вас нет доступа к материалам ИТС, предлагаем вам заключить договор на Информационно-Технологическое Сопровождение, и вы сможете читать все материалы, публикуемые в системе 1С:ИТС, а также получать техническую поддержку при работе в программах "1С".
Дополнительная информация по телефону
Подпишитесь на рассылку для бухгалтеров: новости, акции, мероприятия и полезная
информация.
Подробнее о наших рассылках
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Подпишитесь на рассылку для руководителей: новости, акции, мероприятия и
полезная информация.
Подробнее о наших рассылках
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Принимаю